У дальнобойщиков добавится головной боли

К инспекторам ГИБДД для весового и габаритного контроля большегрузов могут присоединиться работники Ространснадзора

Госдума одобрила в первом чтении законопроект, предусматривающий поправки в статью 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства»). Суть предложений в том, что частью функций фиксации нарушений и определения меры наказания ГИБДД поделится с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Об этом подробнее.

Цены на обучение на категорию C (грузовые)

Как подружатся МВД и Минтранс

На сегодняшний день полномочия между двумя ведомствами распределяются следующим образом. В случае если превышение разрешенной массы грузового автомобиля или разрешенной нагрузки на одну ось зафиксировано автоматическими средствами контроля (фото- видеокамерами и другим техническим оборудованием) при проезде через зону пунктов весогабаритного контроля транспортных средств (АПВГК), составлять протокол имеют право только представители ГИБДД.

Пока инспекторы Ространснадзора уполномочены осуществлять такие действия, если перегруз (внегабарит) был обнаружен работниками мобильного или стационарного пункта весового контроля данного ведомства.

Таким образом, интересантами предлагаемых поправок выступают три стороны: МВД в лице ГИБДД, Минтранса в лице Ространснадзора и водители в лице самих водителей и владельцев транспортных компаний. Чьи же интересы могут быть ущемлены?

Кто в пролете (то есть в проезде)

Наверное, инспекторы ГИБДД будут только рады, если Дума одобрит поправки в окончательном третьем чтении. Они позволят переложить часть непрофильной функции и больше сосредоточиться на выполнении основной служебной задачи – обеспечении безопасности дорожного движения в сегментах, непосредственно влияющих на аварийность.

Ространснадзор, на первый взгляд, должен быть недоволен: увеличивается нагрузка на работников, грядет глобальное увеличение объемов внутриведомственной документации. Но с другой стороны: расширение полномочий в перспективе сулит расширение штатной численности и, соответственно, объемов бюджетного финансирования. Кроме того, на меркантильно-бытовом уровне у нечистоплотных на руку инспекторов появляется возможность подзаработать на «договорных» принципах разрешения проблемных ситуаций.

Таким образом, единственным фигурантом, кто может пострадать от нововведений, остается водитель и его работодатель. Пока что водила при предъявлении претензий со стороны представителя Ространснадзора в некоторых ситуациях, оговоренных в законе, может просто «послать» инспектора. Напомним, речь идет об административном правонарушении штрафной стоимостью от ста до пятисот тысяч рублей. С «гаишниками» вопрос иногда решался полюбовно, иногда нет. В случае введения поправок в лотерею «иногда да, иногда нет» вступит новый мотивированный игрок.


Кто скрывается в мелочах


Журналисты газеты «Известия» попытались выяснить позицию независимых экспертов, погруженных в тему. Мнения специалистов сошлись в одном: предлагаемые поправки в КоАП необходимо обеспечить совершенствованием самой системы весогабаритного контроля большегрузного транспорта.

Сегодня жалобы поступают на очевидные технические огрехи при прохождении пунктов АПВГК. Поскольку комплекс взвешивания автоматический, автоматически приходят и «письма счастья» перевозчикам. Так, даже сертифицированный пост весового и габаритного контроля порой выдает некорректные данные. Такое сплошь и рядом происходит, если площадка с рамкой установлена на уклоне или неверно отрегулированы датчики в зависимости от толщины дорожного покрытия (в том числе, играет роль колейность асфальта). Недобросовестные водители всегда имеют возможность объехать АПВГК, то есть в засаду попадают добросовестные.

Или другая ситуация: в Объединении перевозчиков России обращают внимание на тот факт, что перегруз бензовозов и других ТС с цистернами фиксируется даже на пустую машину. Отчего это происходит? Жидкость внутри емкости переливается, не смотря на наличие внутренних отсекателей, которые затрудняют ее свободное распределение. То есть в момент взвешивания нагрузка на перед или зад может оказаться выше нормы (так называемый «пробой оси»). В результате тоже штраф.

Доказать, что нарушения установленных норм не было, невозможно: «письма счастья» приходят тогда, когда добиться правды юридически уже невозможно.

Ну и в итоге подарок надежды: пока законопроект одобрен Госдумой только в первом чтении, даже в случае окончательного и положительного решения он вступит в силу не ранее, чем в начале 2023 года.

Учебный Центр Арго