Зарубежные производители спецтехники и запчастей к ней массово разрывают связи с российскими эксплуатантами
По оценкам специалистов, парк тракторов различного типа и предназначения, а также сельскохозяйственной техники примерно наполовину укомплектован импортными машинами. В топ 10 популярных зарубежных марок входит продукция американских брендов Terex, Case, New Holland, Cat (Caterpillar), британской JCB, японской Komatsu, южно-корейской Hyundai и других производителей.
Практически все они объявили о приостановке поставок машин и запчастей в Россию. В связи с этим мнения экспертов в области машиностроения поляризовались – от панического «Шеф, все пропало!» до квасного патриотического «Сдюжим!». Наверное, как всегда, истина где-то посредине.
Действительно, не следует преуменьшать проблемы, которые проявятся у заказчиков спецтехники. Но не сразу, а в течение месяцев, может быть, года. Во-первых, брендовый импорт в этом сегменте отличается повышенной надежностью. Во-вторых, какое-то время поддержание машин в рабочем состоянии будет обеспечиваться за счет имеющихся ЗИПов. В-третьих, значительная часть закупленных тракторов содержится на гарантии производителя, которая может составлять от трех до 10-15 лет.
Специалисты указывают также на возможность организации поставок запчастей из Юго-Восточной Азии. Например, основное производство компании Terex размещено в Китае (есть производство и в России), Case – в Индии и т. д. Кроме того, промышленность Поднебесной, как известно, не отличается избирательностью и в принципе может изготовить любой контрафакт. Вот только качество деталей окажется далеким от оригинала. К тому же установка аналога повлечет аннуляцию гарантийного договора с заводом-производителем.
Еще один аспект проблемы, который также следует иметь в виду, учитывая как плюсы, так и возможные осложнения. По статистическим данным, опубликованным на портале «Агробизнестехника», в структуре импорта в Россию сельскохозяйственных машин производители из «недружественных» нам стран выглядят не так убедительно, как многие полагают. Япония занимает лишь10,4% нашего рынка, остальные и того меньше: Германия – 3,3%, Франция – 3,2%, США – 3%. Основная же доля поставок приходится на Беларусь (53,5%) и Китай (21,9%).
Естественно, не следует сбрасывать со счетов и российских машиностроителей, представленных концерном «Тракторные заводы», комбайновым заводом «Ростсельмаш», Петербургским тракторным и другими производствами. По данным РБК, доля отечественной техники в этом сегменте составляет 58%. В Ассоциации производителей сельхозтехники «Росспецмаш» по результатам 2021 года зафиксировали 46-процентный рост выпуска профильной продукции, из них тракторов на 28%.
Сложности могут возникнуть из-за того, что на предприятиях опять же используются комплектующие отчасти зарубежного происхождения. Правда, в России локализация тракторостроительных производств на сегодняшний день достигла 90 процентов (по данным того же РБК) и продолжает расти. Белорусские коллеги (конкретно – Минский тракторный завод) закупают за границей 15% деталей против 37% в начале 2000-х годов.
Большинство экспертов сходятся во мнении: перераспределение рынка спецтехники в России неизбежно. Процесс запущен, и смена товарных потоков в этом сегменте будет происходить постепенно. Неминуема переориентация на поставщиков в первую очередь из Юго-Восточной Азии. Конечно, надежность их продукции ниже, чем у сегодняшних (точнее сказать – вчерашних) партнеров. Но, думается, потеря в качестве компенсируется стоимостью и массовостью поставок.
Продолжительность перехода на импорт спецтехники с дружественного Востока участники рынка оценивают в три-пять лет.