Водительские права на мототехнику представлены тремя категориями: «А», «А1» и «М». К первой относятся «полноценные» мотоциклы большой мощности с объемом двигателя свыше 125 см3. Получить право управления такими, как и автомобилями, можно по достижении 18-летнего возраста. Правда, первые два года вождения сопровождаются одним существенным ограничением – запретом на перевозку пассажира.
Мототехника категории «А1» относится к легким мотоциклам, объем двигателя которых ограничен теми же 125-ю «кубиками», а мощность – пятнадцатью лошадиными силами (11 кВт).
Мопеды, квадрициклы, трициклы и другие транспортные средства, скорость которых ограничена 50 км/ч, объем двигателя – 50-ю см3, а его мощность 5,5 л. с. (4 кВт), относятся к категории «М». На мототехнику «А1» и «М» права можно получить уже в шестнадцать лет.
Одно из основных заблуждений в отношении водительских прав на мотоцикл является убеждение, что здесь работает принцип автоматического поглощения более высокой категорией низшей. Простыми словами: якобы обладатель «автомобильного» удостоверения категорий В, С и других имеет право управления мотоциклетной техникой. Это не так. В данном случае правило поглощения не действует, и владелец прав на автомобиль в случае пересаживания на мотоцикл должен сдать отдельный экзамен в ГИБДД (проверка знаний Правил дорожного движения и других базовых дисциплин по теории в него не входят).
Чтобы быть допущенным к государственным экзаменам в ГИБДД, необходимо пройти курс профессиональной подготовки. Причем не где угодно, а только в специализированных учебных организациях, имеющих лицензию органов Минобрнауки РФ (в Москве это городской Департамент образования) и прошедших проверку представителями инспекции по безопасности дорожного движения на соответствие материально-тренировочной базы учебного заведения нормативным требованиям.
На подготовку будущих байкеров, рокеров, трюкеров, словом, мотоциклистов, законодательством отпускается 184 академических часа (в среднем два месяца), из которых почти треть занимают практические занятия на закрытых площадках и мотодромах.
По теории, кроме базовых предметов (БДД, оказание первой медицинской помощи при ДТП и др.), изучаются устройство мотоцикла, особенности управления им, использование средств противотравматической защиты.
Полный перечень обязательных к изучению тем определен приказом Министерства образования и науки РФ № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 26.12.213 г. Для подготовки водителей мотоциклетной техники актуально Приложение 1 к этому документу – «Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "А"».
Практические занятия включают отработку навыков вождения, которые предстоит продемонстрировать на экзаменах в ГИБДД, чтобы получить водительские права на мотоцикл. Это такие основные приемы езды как скоростное маневрирование, «змейка», экстренное торможение – всего пять обязательных элементов плюс множество приемов, помогающих избежать аварийных ситуаций на дороге.
Как и при обучении на автомобиль, занятия проходят на технике с тем типом трансмиссии, которую планирует эксплуатировать мотоциклист: с механической или автоматической коробкой перемены передач.
По завершении курса подготовки слушатели проходят аттестацию (внутренний экзамен) в обучающем учреждении. Мероприятие практически копирует те требования, которые предъявляются в ГИБДД: проверка знаний по теории и практических навыков вождения.
Если все прошло гладко, выпускникам выдается свидетельство о прохождении профессиональной подготовки. Без наличия этого документа человек не может быть допущен к экзаменам для получения водительских прав на мотоцикл.
В пакет документов также входят копия паспорта, медицинская справка по форме № 003-В/у, квитанция об оплате госпошлины. Впрочем, организацию процесса к сдаче экзаменов, как правило, перепоручают учебному учреждению.