Разрешение на спецсигнал на скорую помощь, равно как и на транспортные средства других оперативных служб (МЧС, МВД, ФСБ и т. д.) выдается при наличии разрешения органов ГИБДД и только при условии, что кузов машин имеет установленную для определенного ведомства раскраску (цветографическую схему). Для карет скорой помощи это всеми узнаваемые декоративные полосы красного цвета на белом фоне (для автомобилей категории A и B) и флуоресцентном желто-лимонном для категории C (реанимобили). В любом случае надписи на кузове автомобиля должны соответствовать требованиям ГОСТ 19715, регламентирующем форму и размеры схемы, а также наличие эмблемы Красного Креста.
Звуковые и световые спецсигналы также могут быть установлены на транспортные средства без специальной окраски, но их круг ограничен указом Президента РФ № 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства».
Автомобилями, имеющими разрешение на спецсигнал на скорую помощь, вправе управлять водители со стажем не менее чем в один год (по соответствующей категории транспортных средств), прошедшими специальную подготовку. Нарушение этого правила, согласно КоАП РФ (ст.12.5, ч. 4), влечет административную ответственность – изъятие специальных сигналов и лишение водительских прав на срок от года до полутора лет.
Кроме того, для управления машинами скорой помощи требуется пройти специальную подготовку и получить документ под названием «Свидетельство о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Его форма утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации и согласованна с органами МВД.
Обучение водителей скорой помощи проводится в учебных центрах, имеющих лицензию на право осуществлять образовательную деятельность в данной сфере. Документ оформляется в Управлении государственного автодорожного надзора.
По времени специальная подготовка составляет 36 академических часов, т. е. менее двух недель. Учебные планы составляются в соответствии с категорией автомобиля, на котором предстоит работать обучающемуся и в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 01.03.2018 г.
Документом предусмотрено изучение основ законодательства в сфере безопасности дорожного движения, психологии и этике водителя, технических особенностей автомобилей со специальным оборудованием, использования средств радиосвязи.
По прохождении курса теории следует практическое вождение с применением средств связи и специальных звуковых и световых сигналов с моделированием различных дорожных ситуаций. Практике отводится почти половина всего учебного времени.
По завершении курса подготовки слушатели проходят аттестацию в виде тестирования и получают документ, дающий право управлять автомобилями с маркировкой скорой помощи и дополнительными спецсигналами.
Надо сказать, что работа хоть и хорошо оплачиваемая, но чрезвычайно трудная, особенно осложненная ситуацией, связанной с пандемией вируса COVID-19. Мало того, что высок риск подхватить заразу, но режим работы часто выбивается из графика распределения по сменам и превращается в ненормированный рабочий день, при котором водитель должен по любому обеспечивать безопасность на дороге, невзирая на наличие спецсигналов и срочности вызовов.