Права на снегоход представляют собой удостоверение тракториста-машиниста категории AI. Уже из самого названия документа понятно, что эта техника относится к типу тракторов и никакого отношения не имеет ни к автомобильным, ни к мототранспортным средствам.
Для иллюстрации: документ, свидетельствующий о ее регистрации, называется не ПТС (паспорт технического средства), как в случае с автомобилями, а ПСМ (паспорт самоходной машины). И выдается он не в ГИБДД, а органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор). Как и само удостоверение тракториста-машиниста категории AI, к которой также относятся квадроциклы. То есть, имея права на снегоход, их владелец может также управлять этими четырехколесными внедорожниками.
Внешне права на снегоход представляют заламинированный бумажный лист форматом и содержанием похожий на автомобильное водительского удостоверение старого образца. Только не желто-бежевого, а голубого цвета с оттенком розового.
На лицевой стороне размещена фотография и информация о владельце (Ф. И. О., дата и место рождения), а также кем и когда выдан документ. Срок действия прав, как и на автомобиль, ограничен десятью годами. Для замены удостоверения достаточно подать заявление в Гостехнадзор вместе с медицинской справкой и квитанцией об оплате госпошлины.
На обратной стороне документа ставится отметка об открытой категории. Также может содержаться информация об особенностях здоровья владельца, например, управление только в очках или линзах.
Прежде всего – пройти обязательный курс обучения (по времени процесс занимает чуть меньше трех недель). Подготовка осуществляется в коммерческих учебных учреждениях, имеющих лицензию органов Минобрнауки на профильную образовательную деятельность.
Процесс обучения включает теоретическую и практическую части. Теория требует изучения таких тем как Правила дорожного движения (для обладателей автомобильных водительских прав этого не требуется), особенности управления снегоходами, их устройство и обслуживание, правила техники безопасности, оказание первой медицинской помощи. Также будущие водители снегоходов и квадроциклов должны усвоить условные сигналы руками, используемые при коллективном передвижении на машинах по пересеченной местности.
На практике слушатели приобретают навыки безаварийной эксплуатации снегоходов. Прежде всего, отрабатываются базовые элементы вождения - умение разворачиваться в ограниченной зоне без переключения на другую передачу, сдавать задним ходом, вписываясь в установленный коридор, стартовать с места «в горку», тормозить в случае экстренной необходимости и др. Отрабатывается манера вождения снегохода, которая существенно отличается от мотоциклетной: посадка, работа корпусом, упор на ноги…
Завершается курс подготовки внутренним экзаменом в учебном центре, при успешной сдаче которого выпускник получает свидетельство о прохождении курса обучения. Этот документ необходимо предоставить в Гостехнадзор для допуска к государственным экзаменам.
Экзамен в отделении Гостехнадзора, расположенного или по месту регистрации или месторасположению учебного центра, где проходила подготовка, также делится на теоретическую и практическую части.
По теории необходимо верно ответить как минимум на семь из восьми предложенных вопросов; на практике – продемонстрировать инспекторам все то, чему научили в учебном заведении. Надо отметить, что отношение к экзаменуемым в Гостехнадзоре более лояльное, чем в ГИБДД, поэтому процент сдавших с первой попытки здесь много выше.
В случае успеха выдаются права на снегоход и квадроцикл, то есть вожделенное удостоверение тракториста-машиниста категории AI.