Обучение вождению снегохода происходит на специально оборудованных площадках или на открытой местности, в условиях полигонов, так сказать, приближенных к «боевым»: крутые спуски и подъемы, косогоры, деревья…
Несмотря на то, что программой подготовки на снегоход практическим занятиям отводится меньшая часть времени (изучение теории составляет 88 академических часов из общих 121), недооценивать их не стоит. Снегоходы считаются машинами повышенной опасности с высокой долей травмирования и даже смертельных случаев, поэтому только отработка навыков управления до автоматизма может снизить риски.
Обучение на снегоход происходит в специализированных учебных центрах, имеющих лицензию органов Минобрнауки РФ. Документ выдается организациям, полностью соответствующим нормативным требованиям: наличие современной учебно-технической базы и штата высококвалифицированных преподавателей и инструкторов.
В связи с ускоренным продвижением интернет-технологий и в немалой степени продолжающейся пандемией COVID-19 поощряется дистанционное обучение в теоретической части курса. Такое возможно при наличии у школы собственной веб-платформы, в полной мере обеспечивающей учебный процесс: предоставление слушателям учебно-методических материалов как в текстовом, так и видеоформате, доступ к лекциям, вебинарам, коммуникативному взаимодействию с преподавателями и т. д.
Обучение вождению снегохода начинается после усвоения теоретического материала, который включает изучение таких тем как Правила дорожного движения (для обладателей автомобильных водительских прав этого не требуется), особенности управления снегоходами, их устройство и обслуживание, правила техники безопасности, оказание первой медицинской помощи. Также будущие водители снегоходов и квадроциклов должны усвоить условные сигналы руками, используемые при коллективном передвижении на машинах по пересеченной местности.
Собственно практические занятия за рулем преследуют цель обучить начинающего экстремала двум составляющим, необходимым для безаварийной эксплуатации снегоходов: отработке базовых элементов вождения и, что называется, «культуре езды», без овладения которой управление этими машинами превращается в русскую рулетку: повезет – не повезет.
Основные приемы, которые предстоит продемонстрировать на экзаменах в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор), включают умение разворачиваться в ограниченной зоне без переключения на другую передачу, сдавать задним ходом, вписываясь в установленный коридор, стартовать с места «в горку», тормозить в случае экстренной необходимости и др.
Нарабатываются и устойчивые навыки вождения снегохода, которые существенно отличаются от мотоциклетной практики: посадка, работа корпусом, упор на ноги… Естественно, обучение вождению снегохода проходит под руководством и контролем квалифицированного инструктора.
Завершается курс подготовки внутренним экзаменом в учебном центре, при успешной сдаче которого выпускник получает свидетельство о прохождении курса обучения вождению снегохода. Без этого документа получить допуск к государственному экзамену в Гостехнадзоре невозможно.
Только этот орган вправе оценивать приобретенные навыки претендента на права и в случае успешного прохождения проверки выдавать удостоверение тракториста-машиниста категории AI. Кроме снегоходов, к ней относятся квадроциклы, мотонарты, аэросани и другая спецтехника ограниченной мощности, предназначенная для эксплуатации вне дорог общего пользования.