Права на прицеп

Права на прицеп можно получить при условии успешной сдачи экзаменов в ГИБДД, которым в обязательном порядке предшествует профильное обучение в специализированном учебном заведении. Это может быть автошкола, отделение ДОСААФ или среднее профессиональное училище (колледж).

В любом случае образовательная организация должна иметь лицензию органов Минобрнауки РФ и успешно пройти проверку ГИБДД на предмет соответствия технической базы законодательным требованиям.

Права на прицеп и категории

Существует только одна ситуация, когда сдавать экзамен на прицеп не требуется, - если речь идет о легковом автомобиле (категория B), буксирующим прицеп массой до 750 кг, или если его разрешенная максимальная масса больше, но при этом общий вес автомобиля и прицепа без нагрузки менее 3,5 тонны.

В остальных случаях, чтобы получить права на прицеп, необходимо проходить отдельное обучение и сдавать экзамен в ГИБДД. Для легковых автомобилей (разрешенная масса до 3500 кг, число пассажирских мест не более восьми) со сцепленным прицепом свыше 750 кг это категория BE.

Для категории C (грузовые автомобили массой свыше 3,5 т, но не более 7,5 т) при буксировке прицепа максимальной массой 750 кг требуется октрыть подкатегорию C1. Если же такие транспортные средства сцеплены с прицепом свыше 750 кг, а общая масса автопоезда превышает 12 тонн, в правах должна стоять отметка C1E. Грузовики со сцепленным прицепом весом более 750 кг относятся к категории CE.

Для самой ответственной категории D (автобусы) без дополнительных литер допускается буксировка прицепа массой до 750 кг включительно, если свыше – требуется подкатегория DE. К D1 относятся транспортные средства с числом пассажирских мест от восьми до шестнадцати, сцепленные с прицепом весом не более тех же 750 кг. Ну а D1E это автомобили, не предназначенные для пассажироперевозок, с прицепом свыше 750 кг и общей массой автопоезда до 12 тонн.

Необходимо отметить, что существует и другая классификация автомобилей с прицепом, принятая Таможенным союзом. Для группы транспортных средств с прицепами массой до 10 т это категория O3, свыше 10 т - O4.

Права на прицеп и «возрастной ценз»

Получить права на прицеп можно только по достижении определенного возраста. На категории В, C и C1 – с 18 лет; CE и C1E – с 19-ти при условии, что соискатель уже имеет автомобильный водительский стаж на грузовиках не менее года; на D и D1 – с 21 года; на DE и D1E – не моложе 22-х лет и как минимум годичным стажем вождения автомобилей категории D (D1).

Впрочем, пройти обучение на категорию B можно не дожидаясь совершеннолетия – в данном случае записаться на курсы можно и в 17 лет, но сдавать экзамены и получать права в любом случае придется после 18-го дня рождения.

Обучение на прицеп по времени занимает от полутора до четырех месяцев – в зависимости от того, есть ли у слушателя водительское удостоверение иной категории. В процессе учебы изучаются устройство автомобилей и прицепов, их техническое обслуживание, особенности управления, организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом, а также Правила дорожного движения и оказание доврачебной медицинской помощи. Для уже состоявшихся водителей последние две темы необязательны.

Права на прицеп по результатам экзаменов

По окончании курса выпускники сдают внутренний экзамен в автошколе и получают свидетельство о прохождении профессиональной подготовки. Этот документ обязателен для допуска к государственным экзаменам в ГИБДД для получения прав на прицеп.

Их алгоритм всем известен: тестирование по теории и проверка навыков управления автомобилем с прицепом на практике. За компьютером необходимо правильно ответить на 20 предложенных вопросов, сделав не более двух ошибок. За каждую из них добавляется по пять дополнительных вопросов. Если экзаменуемый допустил три и более неверных ответа, придется сдавать повторный экзамен не ранее чем через две недели.

Претендентам на права категории CE и DE от сдачи экзамена по теории освобождаются, поскольку уже имеют на руках права на грузовики (автобусы). А вот проверка практических навыков обязательна для всех. Инспекторы ГИБДД оценивают умение выполнять основные элементы, такие как прямолинейное движение задним ходом с подъездом к пандусу, разворот в ограниченном пространстве и т. д. Кроме того, требуется пройти проверку навыков вождения в условиях уличного движения. Задача не набрать больше пяти штрафных баллов.

Учебный Центр Арго