Обучение на прицеп к грузовому автомобилю осуществляется в тех же организациях, где происходит подготовка для сдачи экзаменов в ГИБДД на водительские права. Это коммерческие организации, отделения ДОСААФ, а также профессиональные училища (колледжи).
К ним предъявляются единые требования: наличие лицензии органов Минобрнауки (в Москве – городской Департамент образования), а также положительного заключения органов ГИБДД по результатам проверки на соответствие учебно-технической базы нормативным требованиям.
Подготовка водителей к управлению автомобилями категорий С и D с различными подкатегориями (C, C1, C1E, D, D1, D1E и DE) подразумевает некоторые возрастные ограничения. Так, получить права на категории C и C1 можно по достижении 18 лет; CE и C1E – 19-ти при условии, что соискатель уже имеет автомобильный водительский стаж на грузовиках не менее года; на D и D1 – с 21 года; на DE и D1E – не моложе 22-х лет и как минимум с годичным стажем вождения автомобилей категории D (D1).
Для того чтобы записаться на курсы, необходимо предоставить в учебный центр стандартный пакет документов:
- заявление;
- паспорт;
- медицинскую справку формы 003-В/у;
- СНИЛС;
- водительские права требуемой категории;
- две фотографии 3х4;
- квитанцию об оплате курса.
По времени подготовка занимает полтора-два месяца. Проходит она в соответствии с требованиями «Примерной программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденной приказом № 1408 Министерства образования и науки РФ в конце 2013 года. Документ содержит перечень приложений с отдельными учебными планами в зависимости от каждой конкретной категории.
В целом же обучение на прицеп к грузовому автомобилю проходит по единому алгоритму и включает три цикла: базовый, специальный и профессиональный. Те, кто уже имеет водительское удостоверение, от первого блока предметов могут быть освобождены. А вот остальные два обязательны для изучения. Сюда входят такие темы как устройство и техническое обслуживание машин с прицепом, особенности управления ими, практическое вождение автомобилей. Отдельно в профессиональный цикл выделен предмет «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом».
Современное законодательство не препятствует освоению части теоретического материала дистанционно. Такой формат стал особенно актуален в последнее время в связи с распространением пандемии коронавируса COVID-19. Для дистанционного обучения учебная организация должна создать отдельную веб-платформу, открывающую слушателям доступ к учебному материалу в текстовом и видеоформате, прослушиванию лекций, участию в вебинарах, общению в режиме онлайн с преподавателями. С учетом того, что дистанционное обучение обходится значительно дешевле, чем уроки «в классе», а также экономится время, такая форма становится все более востребованной.
По окончании курса выпускники сдают внутренний экзамен в автошколе и получают свидетельство о прохождении профессиональной подготовки в соответствии с законодательством. Этот документ обязателен для допуска к государственным экзаменам в ГИБДД.
Их алгоритм всем известен: тестирование по теории и проверка навыков управления седельным тягачом на практике. В аудитории необходимо правильно ответить на 20 предложенных вопросов, сделав не более двух ошибок. За каждый неправильный ответ добавляется по пять «штрафных вопросов». Если экзаменуемый допустил три и более «прокола», неизбежен повторный экзамен не ранее чем через две недели. От сдачи теории освобождаются те, кто обучался на подкатегории CE и DE.
На практике следует продемонстрировать умение выполнять основные элементы, такие как прямолинейное движение задним ходом с подъездом к пандусу, разворот в ограниченном пространстве и т. д. Кроме того, требуется пройти проверку в условиях уличного движения под наблюдением инспектора ГИБДД. Задача не набрать больше пяти штрафных баллов.