Права на багги

Права на багги представляют собой удостоверение тракториста-машиниста категории AII, которое выдается органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) в случае успешной сдачи экзаменов.

Правда, с категорией прав на багги может возникнуть некоторая путаница, так как эти мини-вездеходы достигают «сходства до степени смешения» с некоторыми типами квадроциклов, которые относятся уже к другой категории спецтехники – AI.

Кроме того, в этот ряд вписывается еще один тип мини-внедорожников, подведомственный уже не Гостехнадзору, а ГИБДД. Но обо всем по порядку.

К какой категории относятся права на багги?

До сих пор остается не отрегулированным вопрос: чем отличаются багги от квадроциклов, которые тоже бывают с компоновкой, как у автомобиля – круглый руль, педали и способ размещения водительского и пассажирского кресел. Такие квадроциклы обозначаются английской аббревиатурой UTV (Utility Task Vehicle). Можно также встретить названия side-x-side или side by side.

Причем явных отличий от багги они практически не имеют – ни по органам управления, ни по трансмиссии, ни по подвеске. И те, и другие в качестве кабины имеют усиленный каркас из труб, который может накрываться тентом; обе машины обладают отличной проходимостью и маневренностью. Но права на багги или квадроцикл, как уже было сказано, различаются. Более того, владельцу удостоверения тракториста-машиниста категории AI запрещено управлять внедорожником AII, каковым является багги.

Еще один момент, который следует учитывать при выборе техники и, соответственно, программы подготовки на права.

Есть отдельная категория мини-внедорожников, которая конструктивно схожа и с багги, и с квадроциклами UTV, но только относится к ведомству не Гостехнадзора, а ГИБДД. Это так называемые квадрициклы – машины, технические характеристики которых прописаны в ГОСТ Р 51815-2001: «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт (чуть больше 20 л. с. – Ред.), снаряженной массой не более 400 кг…».

Так вот, квадрициклы относятся к транспортным средствам категории AI по классификации ГИБДД (легкие мотоциклы). Соответственно, ставить такую технику на учет и сдавать на водительские права следует в органах ГИБДД.

Права на багги и обучение

С ведомственной принадлежностью мини-внедорожников, вроде, разобрались. Теперь непосредственно о том, как получить права на багги. Следует сразу оговориться: водительское удостоверение на категорию AII (багги) можно получить только по достижении 19 лет, тогда как на AI – c 16-летнего возраста.

В обоих случаях обязательным условием является прохождение обучения в одном из специализированных учебных центров. Важно: обучающая организация должна иметь лицензию на право осуществления профильной образовательной деятельности от органов Минобрнауки РФ.

Подготовка на категорию AII проходит по программам, составленным на основе требований постановления Правительства РФ № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)».

Учебный план включает изучение теоретических вопросов, таких как устройство и обслуживание машин, особенности управления ими, приемы оказания доврачебной медицинской помощи, а также практические навыки внедорожной езды на мини-вездеходах. Для тех, кто не имеет автомобильного (мотоциклетного) водительского удостоверения или удостоверения тракториста-машиниста иной категории, обязательно изучение ПДД.

Права на багги и экзамены

По окончании обучения, которое по времени займет около двух недель, слушатели сдают внутренний экзамен в учебном центре и получают на руки свидетельство об успешном прохождении профильной подготовки, дающее право на участите в экзаменах в Гостехнадзоре.

Это тестирование схоже с экзаменами в ГИБДД на водительские права для автомобилей и мотоциклов: вопросы по теории, проверка навыков практического вождения. Хотя требования одни и те же, инспекторы Гостехнадзора более лояльны к экзаменуемым. Здесь процент заваливших экзамен с первого раза гораздо ниже.

Учебный Центр Арго