К сожалению, ответить на этот вопрос с первого раза не смогут даже те, кто эксплуатирует такую технику не первый год. Подвох заключается в том, что законодательно происходит подмена терминов «багги» и «квадроцикл». Дело в том, что квадроциклы бывают не только с мотоциклетной компоновкой и органами управления, но и с автомобильной: круглый руль, педали, расположение сидений – все как у багги. Такие «квадрики» в английской версии принято называть UTV (Utility Task Vehicle), или side-x-side, или side by side.
Попробуем разобраться, какие права нужны на багги, в чем разница между ним и UTV и вообще, есть ли она?
Вопросы отнюдь не праздные, так как квадроциклы и багги относятся к мини-вездеходам различного типа и, соответственно, имеют разную категорию. Первые – по классификации не ГИБДД, а Гостехнадзора – причисляются к категории AI («внедорожные мототранспортные средства»); багги же относятся к категории AII («внедорожные автотранспортные средства»). Соответственно, права квадроцикл (если быть точным – удостоверение тракториста-машиниста категории AI) не дают права садиться за руль багги.
Есть и еще одно существенное отличие: получить права на багги можно только по достижении 19-летнего возраста, тогда как водительское удостоверение на квадроцикл – с 16-ти лет.
Что касается внешней и технической разницы между этими двумя вездеходами. Принадлежность к категории AI или AII определяют инспекторы уже упомянутого Гостехнадзора (Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники). Происходит это в процессе постановки внедорожника на учет с выдачей ПСМ (паспорта самоходной машины – аналога автомобильного ПТС). При определении типа мини-внедорожника специалисты руководствуются не личными наблюдениями, а информацией, занесенной в техническое описание транспортного средства заводом-изготовителем.
Для того чтобы быть допущенным к экзаменам в Гостехнадзоре и получить права на багги, требуется пройти курс обучения в одном из учебных центров, имеющих лицензию органов Минобрнауки РФ на осуществление профильной образовательной деятельности.
Во время подготовки слушатели не только узнают, какие права нужны на багги, но и познакомятся с устройством машин, их техническим обслуживанием, особенностями управления, приемами оказания доврачебной медицинской помощи, а также практическими навыками внедорожной езды на мини-вездеходах. Для тех, кто не имеет автомобильного (мотоциклетного) водительского удостоверения или удостоверения тракториста-машиниста иной категории, обязательно изучение ПДД.
Необходимо отметить, что часть теоретических предметов можно освоить дистанционно, если обучающая организация располагает соответствующей интернет-платформой, открывающей доступ к учебным текстовым и видеоматериалам, дает возможность интерактивного общения с преподавателями и прохождения промежуточного тестирования.
Программа обучения на багги составлена на основе постановления Правительства РФ № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)».
По завершении курса подготовки, который длится 120 академических часов (16 рабочих дней) слушатели проходят внутреннюю аттестацию в учебном центре, по результатам которой выдается свидетельство об успешном прохождении подготовки. Документ необходимо предоставить в отделение Гостехнадзора по месту жительства или месторасположению обучающей организации для допуска к экзаменам.
Сами экзамены проводятся по аналогии с теми, что практикуются в ГИБДД: теоретическая часть и практическое вождение. Но, в отличие от коллег из полиции, инспекторы экзаменационной комиссии Гостехнадзора более лояльны к тестируемым. Во всяком случае процент пересдач здесь гораздо ниже.