Обучение езде на мотоцикле входит в программу подготовки водителей на категорию A (AI), составленной на основе приказа Министерства образования и науки № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 26.12.213 г. (приложение 1).
Учебным планом предусматривается, что практическое обучение езде на мотоцикле должно занимать не менее 54 часов. На изучение теории отводится 130 академических часов.
Уроки практического вождения происходят на специально оборудованной закрытой асфальтированной площадке. Под оборудованием следует понимать нанесенную дорожную разметку, переносные конусы, эстакады и другие реквизиты в соответствии с нормативными требованиями. Их наличие, как и вся учебно-техническая база автошколы, а также квалификация преподавательского состава и инструкторов по вождению проверяются представителями органов Минобрнауки и ГИБДД. На основании проверки выдается лицензия на право осуществления профильной образовательной деятельности.
Обучение езде на мотоцикле преследует несколько задач. Начальная – приучить обучающего не бояться мотоцикла, дать почувствовать уверенность за рулем. Но, что называется, без фанатизма. У байка всего два колеса, отсутствуют ремни безопасности и внешняя защита, поэтому он представляет особо опасное транспортное средство, требующее особо серьезного отношения к вопросу безопасности.
В связи с увеличенными рисками инструктор автошколы не вправе допускать на занятия по вождению лиц без должной экипировки – «черепахи» (амуниция, фиксирующая позвоночник и защищающая грудную клетку), шлема, наколенников. Все это, как и сами мотоциклы, автошкола должна предоставить своим слушателям. Впрочем, возможно использование личного инвентаря и техники. Спецобувь и спецодежда (перчатки, штаны и др.) приветствуются, но в обязательный перечень защитных средств не входят.
Как правило, занятия проходят (если студенческим языком) парами, то есть по два часа каждое. Непосредственно перед каждым уроком инструктор проводит инструктаж – напоминает о технике безопасности, сообщает текущий план подготовки.
Базовое обучение езде на мотоцикле происходит в определенной последовательности. В первую очередь отрабатываются те элементы маневрирования, которые предстоит продемонстрировать на практическом экзамене в ГИБДД.
Это:
- маневрирование в ограниченном пространстве («змейка», габаритная «восьмерка», «коридор»);
- торможение на различных скоростях, в том числе экстренное;
- парковка.
Элементы отрабатываются до тех пор, пока начинающий мотоциклист не научится выполнять задания без ошибок. Так, не допускается остановка двигателя при выполнении упражнения, наезды на разметочную линию или выезд за границы определенного участка, заезд за линию «Стоп», отклонение от заданной траектории движения, касание ногой поверхности, если оно не предусмотрено заданием, превышение лимита времени и другие оплошности.
Помимо базового обучения езде на мотоцикле, некоторые автошколы предлагают «курсы повышения квалификации». Они бывают востребованы теми, кто так и не приобрел ожидаемой уверенности за рулем, желает получить дополнительные навыки в рамках контраварийной подготовки, а также всевозможные экстремалы, включая спортсменов. Для такой категории байкеров существуют дополнительные программы подготовки, не регламентированные нормативными документами.
Но сначала надо успешно сдать экзамены в ГИБДД и получить водительское удостоверение категории A.