Категория прав на мотоцикл

Категория прав на мотоцикл определяется в соответствии с положениями п. 1.2 Правил дорожного движения, а также документами федерального и ведомственного уровня: закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (1995 г.), постановление Правительства РФ №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (2014 г.), приказ МВД РФ № 365 «О введении в действие водительского удостоверения» (2009 г.) и другие официальные акты.

Цены обучения на мотоцикл


Какие существуют категории прав на мотоцикл


Согласно ПДД, мотоциклом считается «двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого… превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость… превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов)…».

Таким образом, категория прав на мотоцикл представлена тремя позициями: «А», «А1» и «М». К первой относятся «полноценные» мотоциклы большой мощности с объемом двигателя свыше 125 см3. Получить право управления такими, как и автомобилями, можно по достижении 18-летнего возраста. Правда, первые два года вождения сопровождаются одним существенным ограничением – запретом на перевозку пассажира.

Мототехника категории «А1» относится к легким мотоциклам, объем двигателя которых ограничен теми же 125-ю «кубиками», а мощность – пятнадцатью лошадиными силами (11 кВт).

Мопеды, квадрициклы, трициклы и другие транспортные средства, скорость которых ограничена 50 км/ч, объем двигателя – 50-ю см3, а его мощность 5,5 л. с. (4 кВт), относятся к категории «М». На мототехнику «А1» и «М» права можно получить уже в шестнадцать лет.

Какие права нужны на мотоцикл

За рубежом действует несколько иная разграничительная шкала и «возрастной ценз». Так, в странах ЕС на полноценный байк (категория А) можно тоже с 18 лет. А вот мопедами, скутерами и квадрициклами с ограниченной скоростью 45 км/ч, которые в Европе относятся к категории «АМ», разрешено управлять без пассажира по достижении 14-летнего возраста, с пассажиром – 16 лет; легкими мотоциклами до 125 «кубов» (категория «А1») тоже с 16 лет.

Одно из основных заблуждений в отношении водительских прав на мотоцикл является убеждение, что здесь работает принцип автоматического поглощения более высокой категорией низшей. Простыми словами: якобы обладатель «автомобильного» удостоверения категорий В, С и других имеет право управления мотоциклетной техникой категории «А». Это не совсем так. В данном случае правило поглощения не действует, и владелец прав на автомобиль в случае пересаживания на мотоцикл должен сдать отдельный экзамен в ГИБДД (проверка знаний Правил дорожного движения и других базовых дисциплин по теории в него не входят).

А вот садиться за руль легких мототранспортных средств категорий «А1», «М» можно с «автомобильными» правами.


Обучение на мотоцикл категории «А»


Обучение на права мотоциклетных категорий проводится в специализированных учебных центрах (мотошколах), имеющих лицензию на образовательную деятельность в этой сфере. Оно осуществляется по утвержденным учебным планам, составленным на основе Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «А», которая входит в приказ Министерства образования и науки РФ № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 26.12.213 г.

Продолжительность обучения составляет 2-2,5 месяца, в течение которых слушатели курсов получают знания по базовым (БДД, оказание первой медицинской помощи при ДТП и др.) и специальным (устройство мотоцикла, особенности управления им, использование средств противотравматической защиты) дисциплинам.

На мотодромах и специально оборудованных площадках проводятся практические занятия, на которые отводится примерно треть учебного времени. Отрабатываются такие основные элементы езды как скоростное маневрирование, «змейка», экстренное торможение – всего пять обязательных элементов плюс множество приемов, помогающих избежать аварийных ситуаций на дороге, словом, те элементы, которые предстаит продемонстрировать на экзаменах в ГИБДД.

Учебный Центр Арго