Ответ на этот вопрос однозначен: в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор, не путать с Ростехнадзором - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Правда, чтобы получить права на трактор (удостоверение тракториста-машиниста), потребуется затратить некоторое количество усилий, времени и денежных средств. Впрочем, расходы быстро окупятся, учитывая востребованность профессии тракториста и, соответственно, высокую оплату труда.
Чтобы получить права на трактор, прежде всего необходимо определиться с типом спецтехники, на которой в дальнейшем предстоит работать.
Выбирать придется из пяти существующих категорий – В, С, D, Е и F, которые зависят от мощности силового агрегата машины, типа шасси (колеса или гусеницы) и функционального предназначения. «С нуля», то есть не имея опыта общения со спецтехникой, можно получить права на трактор категорий В, С (легкие и средние колесные машины), E (на гусеничном ходу) и F (техника для сельскохозяйственных работ – комбайны, сеялки, трелевщики и т. п., а также карьерные самосвалы). Управлять такими машинами можно с 17 лет.
А вот для того чтобы получить допуск к работе на тракторах категории D, к которой относится спецтехника с двигателями повышенной мощности (свыше 110,3 кВт, или 150 л. с.), необходимо уже иметь стаж работы на машинах иных категорий, а получить удостоверение тракториста-машиниста категории D можно только с 18 лет.
Где получить права на трактор, подробно объяснят в учебной организации, осуществляющей подготовку трактористов-машинистов. Пройти обучение продолжительностью от нескольких недель до двух-трех месяцев придется в любом случае. Иначе к экзаменам в Гостехнадзоре просто не допустят, даже если соискатель уже имеет «частный» опыт управления тракторной техникой.
Программы обучения состоят из таких обязательных дисциплин как Правила дорожного движения (те, кто имеет автомобильные права или удостоверение тракториста-машиниста иной категории, от изучения ПДД избавлены), устройство, обслуживание и текущий ремонт узлов и агрегатов, приемы вождения техники и управления ее навесным оборудованием, производственная безопасность, оказание первой медицинской помощи. Это что касается теории.
Практическая подготовка проводится на специально оборудованных площадках и полигонах. Здесь отрабатываются навыки управления трактором, маневрирования в ограниченном пространстве, манипулирования навесным оборудованием. Кроме того, обязательны занятия на дорогах общего пользования, в условиях реального уличного движения. Естественно, под руководством инструктора.
Обучение завершается итоговой аттестацией, в случае успешного прохождения которой выпускнику выдается свидетельство о прохождении профессиональной подготовки, на основании которого он допускается к государственным экзаменам в органах Гостехнадзора.
Экзамен также состоит из теоретической и практической частей. В первом случае необходимо правильно ответить на восемь вопросов, которые содержит каждый из 45 билетов, допустив максимум одну ошибку. Практические навыки подтверждаются в два этапа: на площадке и в условиях уличного движения, как на «автомобильных» экзаменах в ГИБДД.
В отличие от органов МВД, практические экзамены в Гостехнадзоре редко заканчиваются неудачей, и соискатель получает заветные водительские права на трактор определенной категории. Кроме нее в документе указывается присвоенный рабочий разряд, как правило, не ниже третьего для категорий В и С и четвертого – для категории D.