Официально водительские права на трактор именуются «удостоверение тракториста-машиниста». Документ выдается органами Гостехнадзора по результатам государственных экзаменов, допуск к которым можно получить только после прохождения профильной подготовки в лицензированной учебной организации.
Цены обучения на трактор
Существует ряд других условий, которые следует соблюсти при стремлении получить водительские права на трактор. Среди них – «возрастной ценз», то есть достижение определенного возраста, при котором работник допускается к управлению спецтехникой. Зависит он от категории машины.
Всего их пять:
Категория В – колесная и гусеничная спецтехника с мощностью силового агрегата до 25,7 кВт (35 л. с.)
Категория С – колесная спецтехника мощностью от 25,7 до 110,3 кВт (150 л. с.);
Категория D – колесная спецтехника с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;
Категория Е – гусеничные трактора мощностью более 25,7 кВт;
Категория F – любая самоходная техника сельскохозяйственного назначения (комбайны, сеялки, трелевщики и т. д.).
Так вот. Водительские права на трактора категорий В, С, Е и F можно получить по достижении 17 лет. На категорию D – с 18-летнего возраста.
Естественно, для получения удостоверения тракториста-машиниста имеет значение состояние здоровья, которое подтверждается медицинской справкой установленного образца с отметкой «Годен к управлению тракторами и другими самоходными машинами». Для зачисления на курсы также необходимо предоставить СНИЛС и – при наличии – водительское удостоверение или права на трактор иной категории. Последнее обстоятельство позволит избежать изучения Правил дорожного движения.
Программы обучения на трактор предусматривают теоретическую составляющую (устройство, приемы обслуживания и текущего ремонта машин, управления и манипулирования навесным инструментом, техника безопасности, первая медицинская помощь) и практическую часть. В условиях трактородромов или специально подготовленных площадок отрабатываются приемы маневрирования в ограниченном пространстве, манипулирования навесным инструментом, выполнения погузочно-разгрузочных работ и т. д.
Второй этап практической подготовки проходит на городских улицах, в условиях реального автомобильного движения, естественно, под руководством инструктора.
Приобретенные в процессе обучения, которое длится от одного до трех месяцев, приобретенные знания и навыки предстоит продемонстрировать в ходе итоговой аттестации (внутреннего экзамена). В случае его успешной сдачи слушателю выдается свидетельство о прохождении профессионального обучения, без которого сдача экзаменов в Гостехнадзоре невозможна.
Состоят они также из теории и практики. В первом случае необходимо правильно ответить на восемь вопросов, которые содержит каждый из 45 билетов, допустив максимум одну ошибку. Практические навыки подтверждаются в два этапа: на площадке и в условиях уличного движения, как на «автомобильных» экзаменах в ГИБДД.
Правда, в отличие от органов МВД, практические экзамены в Гостехнадзоре редко заканчиваются неудачей, и соискатель получает заветные водительские права на трактор определенной категории. Кроме нее в документе указывается присвоенный рабочий разряд, как правило, не ниже третьего для категорий В и С и четвертого – для категории D. Впрочем, тут опять же многое зависит от вида спецтехники. Так, например, рабочий разряд для обучающихся по специальности «машинист экскаватора (погрузчика-экскаватора)» зависит не только от мощности трактора, но и от объема установленного на нем ковша.