Сфера применения камер наблюдения как основание для штрафов за нарушение ПДД будет резко ограничена
Только что в Госдуму РФ внесен долгожданный для многих автомобилистов законопроект, упорядочивающий применение дорожных камер фото- и видеофиксации.
Правом законодательной инициативы воспользовался комитет Нижней палаты парламента по транспорту. Что же планируется и как облегчат жизнь водителям предлагаемые поправки, если они будут приняты?
Главная головная боль участников дорожного движения – временные камеры фотофиксации, которые устанавливаются неожиданно и порой скрытно в любом месте автотрассы. Причем функцию отслеживания нарушений ПДД осуществляют не представители дорожной полиции, а подрядные организации, занимающиеся эксплуатацией специальных технических средств дорожного наблюдения.
В связи с этим на отечественных дорогах общего пользования нередко стали возникать конфликтные ситуации. Проще говоря, нештатным «соглядатаям» проезжие водители стали банально бить морды, а их оборудование ломать.
Беда в том, что, во-первых, до сих пор законодательно не оформлены требования, предъявляемые к оборудованию для отслеживания дорожной ситуации; а, во-вторых, действующие рекомендации Министерства транспорта РФ о местах размещения камер не обязательны к исполнению.
Посему исправить ситуацию предлагается как на федеральном, так и региональном уровнях. Первый подразумевает внесение поправок в закон № 257-ФЗ «Об автодорогах и дорожной деятельности» от 08.11.2007 г. с последними изменениями, внесенными в декабре 2021-го. Нормативный акт предлагается «довооружить» пунктами, подробно описываемыми требования к размещению и применению камер, а также их техническим характеристикам.
На уровне региональных властей предлагается осуществлять постоянный аудит безопасности дорожного движения, результатом которого должно стать определение мест, где установка дорожных камер обоснована и даже необходима. Это участки ремонтных работ, аварийно-опасные зоны, прогоны, где зафиксировано ненормально высокое число ДТП.
По умолчанию камеры наблюдения должны устанавливаться для контроля за выделенными полосами движения общественного транспорта, закрытыми для парковки территориями, перекрестками и пешеходными переходами.
Что касается временных (передвижных) камер дорожного наблюдения. Законопроект предполагает, что такие средства контроля могут оборудоваться только на срок, вызванный реальной необходимостью. Это может быть период проведения дорожно-ремонтных работ, процедуры оформления крупного ДТП, возникновение на трассе других потенциально аварийных факторов.
Причем перемещаться произвольно камера не сможет: точка установления «треноги» или размещения спецавтомобиля должна быть заранее утверждена тремя подписантами: организацией, ответственной за конкретный участок дорожного полотна, региональным подразделением Министерства транспорта и местным органом ГИБДД.
Демонтаж комплексов наблюдения, не отвечающих перечисленным требованиям, должен быть осуществлен в течение года со дня вступления в силу перечисленных поправок в закон № 257-ФЗ.
Инициаторы законопроекта уверены, что соответствующие изменения начнут действовать не позднее 1 марта 2023 года.