Удостоверение нового образца на погрузчик и другую тракторную технику представляет собой заламинированный бумажный документ желто-голубых тонов, схожий с «автомобильными» водительскими правами старого образца.
Впрочем, «новый образец» далеко не новый. Обновление произошло более десяти лет назад, еще в 2011 году. Что же нового в новом документе?
Основное отличие от прежнего удостоверения тракториста-машиниста в том, что профильное ведомство – Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор), являющееся структурой Минсельхоза РФ, отказалось от практиковавшейся до это системы классификации тракторной техники.
Если раньше в удостоверении фигурировали категории под русскими литерами «А», «Б», «В», «Г», «Д» и «Е», то удостоверение нового образца на погрузчик и другую тракторную технику содержит латинские символы, обозначающие категорийную принадлежность: В, С, D, Е и F (категория А присутствует, но к тракторам отношения не имеет).
По большому счету, нет разницы, русские или иностранные буквы используются. Просто Россия унифицировала нормативные требования с общепринятыми мировыми. Первые буквы русского алфавита обозначали категорию тракторов в зависимости от их так называемого «тягового класса», а также типов шасси, трансмиссии и функционального предназначения самоходной спецтехники.
Что такое «тяговый класс» машины, без пол-литра не разберется ни один тракторист со стажем. После бутылки тем более. Судите сами: тяговый класс – это «наибольшее тяговое усилие (в тонно-силах), которое развивает трактор на стерне колосовых нормальной влажности и твёрдости при определённом буксовании». Как вам такое определение с учетом того, что существовало аж двадцать тяговых классов?!
В удостоверении нового образца на погрузчик и другую самоходную спецтехнику все проще и понятнее: к категории В относятся машины на колесном и гусеничном ходу с двигателем мощностью до 25,7 кВт (35 л. с.); к категории С – колесная спецтехника мощностью от 25,7 до 110,3 кВт (150 л. с.); к категории D – колесные трактора с силовой установкой свыше 110,3 кВт; к категории Е – гусеничная спецтехника мощностью от 25,7 кВт; и, наконец, к F относятся машины сельскохозяйственного назначения, например, комбайны.
С 2015 года получить удостоверение нового образца на погрузчик и другую спецтехнику стало сложнее. Дело в том, что в ноябре были упразднены временные разрешения, позволявшие работать на тракторах без удостоверения тракториста-машиниста, и такой термин как «самостоятельное обучение». С тех пор подготовка специалистов допускается только в специализированных обучающих структурах, имеющих лицензию органов Минобрнауки РФ на образовательную деятельность в данной области профессиональных знаний.
Допуск к государственным экзаменам могут получить только лица, имеющие на руках свидетельство об успешно пройденном обучении.
Претерпело изменения и само удостоверение нового образца на погрузчик и другие трактора. Помимо внешнего вида, изменилось содержание документа. Помимо общих данных, таких как сведения о владельце, наименование органа Гостехнадзора, выдавшего права, категорий разрешенной техники и присвоенного рабочего разряда, современное удостоверение содержит закодированную дополнительную информацию. Это могут быть данные о физических особенностях работника (например, ограничения по зрению), о совершенных правонарушениях, неоплаченных штрафах и т. д.
Можно предположить, что удостоверение нового образца на погрузчик и другую тракторную технику будет совершенствоваться и в дальнейшем.