Прежде всего, необходимо определиться, что понимать под словом «фура». В списке основных терминов и понятий ПДД оно отсутствует. Это просторечное определение автотранспортного средства, официально называемого «седельный тягач» (со сцепленным прицепом или без него).
«Фура» же пришла к нам из немецкого языка (Fuhre) еще в XVIII веке и являлась синонимом слова «подвода» (у нас в России какая-то необъяснимая, чуть ли не патологическая тяга к заимствованиям). Если придерживаться этой странности, то сегодня в тренде другое слово, обозначающее седельный тягач, уже из американского разговорника: трейлер.
То есть седельный тягач, фура и трейлер – суть одно и то же.
Специальная профессиональная подготовка на этот вид автотранспорта обязательна. Если речь идет о седельных тягачах без сцепленного прицепа, то требуется открыть в водительских правах категорию C; если с прицепом – E (в зависимости от массы прицепа: CE или C1E.
По классификации Таможенного союза, к категории С относятся группы автомобилей N2 (масса от 3,5 до 12 тонн) и N3 (свыше 12 т). К категории E – группы транспортных средств с прицепами массой до 10 т (категория O3) и свыше 10 т (O4).
Обучение на фуру осуществляется в специализированных учебных заведениях (автошколах, отделениях ДОСААФ и др.), имеющих лицензию Минобрнауки на осуществление профильной образовательной деятельности, а также своего рода «аккредитацию» в органах МВД, в данном случае – ГИБДД.
Подготовка на категорию C проводится по единым учебным планам, составленным на основе «Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории "C"» (Приложение 3). Документ утвержден приказом № 1408 Министерства образования и науки РФ в конце 2013 года.
Согласно документу, обучение включает три цикла: базовый, специальный и профессиональный. Те, кто уже имеет водительское удостоверение с иной категорией, от первого блока предметов могут быть освобождены. А вот остальные два обязательны для изучения. Сюда входят такие темы как устройство и техническое обслуживание машин категории C, особенности управления ими, практическое вождение автомобилей. Отдельно в профессиональный цикл выделен предмет «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом».
По времени обучение на категорию C может занять от полутора до четырех месяцев. Срок зависит от наличия водительских прав и графика посещения занятий (2-3 раза в неделю, уроки в выходные дни и т. д.).
Обучение на фуру категории Е (CE, C1E) длится примерно месяц по программам, схожим с той, что уже упоминалась, но с небольшими отличиями. Учебный план описан в приложениях 5 и 15 приказа Минобрнауки № 1408.
Следует иметь ввиду, что для того чтобы быть допущенным к обучению и последующей сдаче экзаменов на категорию Е, необходимо иметь стаж работы по категории C не менее одного года.
По окончании курса обучения на фуру слушатели сдают внутренний экзамен в автошколе и в случае успеха получают свидетельство об успешном прохождении профессиональной подготовки. Документ служит своего рода допуском к госэкзаменам в ГИБДД.
Их алгоритм всем известен: тестирование по теории и проверка навыков управления седельным тягачом на практике. В аудитории необходимо правильно ответить на 20 предложенных вопросов, сделав не более двух ошибок. В противном случае неизбежен повторный экзамен не ранее чем через две недели.
На практике следует продемонстрировать умение выполнять основные элементы, такие как прямолинейное движение задним ходом с подъездом к пандусу, разворот в ограниченном пространстве и т. д. Кроме того, требуется пройти проверку в условиях уличного движения под наблюдением инспектора ГИБДД. Задача не набрать больше пяти штрафных баллов.