Новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД

С 1 сентября в автошколу по-новому?

В Сети появилась информация, что с 1 сентября 2022 года будут изменены программы обучения водителей на транспортные средства категории B (легковые автомобили). В частности, такие сведения были размещены на сайте «Авто.Мэйл» со ссылкой на официальный портал правовой информации и соответствующий приказ Министерства просвещения Российской Федерации.

Цены обучения на категорию B


Источник просил его не выдавать


Однако попытки найти первоисточник не увенчались успехом: ни на сайте Минпросвещения РФ, ни в банке «Право.гов.» ссылка на такой нормативный документ отсутствует. Нет сведений и в «Российской Газете» - официальном публикаторе государственных законодательных актов. По крайней мере по состоянию на 15 марта.

Откуда журналисты «Авто.Мэйл» добыли такие сведения, можно только гадать.

А суть следующая. Якобы в День знаний (1 сентября) сократится количество академических часов, отпущенных на практические занятия по вождению в условиях закрытой площадки – с ее «горками», «змейками», пластмассовыми конусами и прочими имитаторами дорожных ситуаций. Сейчас 24 часа, будет 18. Это за счет увеличения времени для практики на дорогах общего пользования с 32-х до 38 часов. Вроде, логично и похоже на правду, так как экзамены по вождению в ГИБДД на площадке были отменены год назад.

Впрочем, кто не в курсе: «гаишники» и сейчас имеют право организовывать проверку навыков управления автомобилем на закрытых территориях, если дорожная ситуация не позволяет сделать это в условиях уличного движения из-за городских пробок, отсутствия парковочных мест, возникновения иных критичных ситуаций на маршруте.

Учеников «заавтобанят»?

Вызывает сомнения другое послабление для начинающих водителей, проходящих курсы в автошколах. Это разрешение проводить тренировочную езду на дорогах, подпадающих под знак 5.1 по классификации в ПДД («Автомагистраль»).

Во-первых, вряд ли участников дорожного движения обрадует появление на автобане попутчиков, едущих со скоростью 60 км/ч при максимально разрешенных 110 км/ч. Матюгаться в данном случае Правила не запрещают.

Во-вторых, инструктор по вождению обязан дать команду обучающемуся за рулем остановиться, если его поведение явно грозит созданием аварийной ситуации. Причиной может быть нервный срыв, паническое поведение, растерянность и т. п. Но, согласно тем же ПДД, остановка в зоне действия зеленого знака 5.1 вне специально оборудованных и обозначенных площадок запрещена.

Словом, вопросы есть, если, конечно, информация о планирующейся реформе программы обучения водителей достоверна.

А вот еще одно изменение (по версии «Авто.Мэйл») в системе подготовки на категорию В можно и поприветствовать. Это сокращение академических часов изучения теории со 134-х до пятидесяти для тех, кто уже имеет «мотоциклетные» права. Речь идет о категориях А (любые мотоциклы), А1 (легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3) и М (мопеды и квадрициклы с двигателем до 50 «кубов»). И в самом деле, какой смысл повторно изучать Правила дорожного движения и оказания первой медицинской помощи при ДТП? Достаточно углубиться в такие практические темы как устройство машины, ее обслуживание, а также психофизические особенности водителя.


Отголоски Всемирного дня дурака


И все-таки, что может быть источником информации о грядущих изменениях в программах подготовки водителей, попросту говоря, откуда ноги растут?

С большой долей вероятности можно предположить, что «драйвером» озвученных идей стала статья в газете «Коммерсантъ» от 10 марта под заголовком «Водители не вписались в экзамен». В ней напоминается, что 1 апреля 2021 года было не только Днем смеха и дурака, но и датой вступления в действие положений приказа МВД РФ N 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» от 20.02.2021 г.

Документ существенно ужесточает экзаменационные условия проверки навыков вождения вчерашних слушателей автошкол. Так, экзамен должен проводиться по незнакомым для экзаменуемого городским маршрутам, что увеличивает риск провала. По данным ГИБДД, в итоге количество не прошедших проверку с первого раза в прошлом году по сравнению с предыдущим увеличилось в три раза и составило 87% от общего числа претендентов на получение прав.

Инспекторы ГИБДД намекают на недостаточно квалифицированную подготовку в автошколах. Организаторы учебного процесса настаивают, что новый приказ министерства не подкреплен подзаконными актами (инструкциями) для служебного пользования, поэтому в рядах дорожных инспекторов наблюдается разноголосица: зачастую действия экзаменуемых трактуются по-разному, вплоть до противоположных мнений.

Одним словом, изменения, безусловно, нужны, и не только в программах обучения будущих водителей, но и в ведомственных документах. 

Учебный Центр Арго