На вопрос, какая категория прав на квадроцикл, ответ однозначен: категория А1 по классификации Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор). К ней относятся все виды мототранспортных внедорожных средств – не только квадроциклы, но и снегоходы, мотонарты, мотосани и др.
Категория прав на квадроцикл определяется техническими характеристиками этой внедорожной техники. Основные – мощность двигателя и тип самоходной машины. От них зависит не только категория, но и то, в какое ведомство следует обращаться для получения водительского удостоверения.
Если говорить о четырехколесных мотовездеходах, объем двигателя которых ограничен 50 см3, а мощность четырьмя киловаттами (то есть примерно 5,5 лошадиных сил), то речь идет о технике категории «М», подлежащей регистрации в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД). То же касается и транспортных средств с двигателем до 125 см3, относящиеся уже к категории «В1». Это могут быть квадрициклы, мотоколяски, трициклы (трехколесные ТС).
Полноценные же квадроциклы, то есть четырехколесные мотовездеходы, оснащенные двигателем объемом свыше 125 «кубов», классифицируются уже как мототранспортные внедорожные средства обозначенной категории (А1). Права на эту технику носят название «удостоверение тракториста-машиниста» и выдаются Гостехнадзором после успешной сдачи экзаменов по теории и практике управления квадроциклами.
Эксплуатация машин без соответствующего документа запрещена, даже если она происходит вне дорог общего пользования – в лесу, поле, болоте и т. д.
К экзаменам в Гостехнадзоре допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста и прошедшие курс обучения в специализированной учебной организации, причем не любой, а имеющей лицензию органов Минобрнауки РФ (в Москве это городской Департамент образования) на осуществление подготовки операторов тракторной техники.
Учебный план включает теоретическую и практическую части. Первая подразумевает изучение ПДД (те, кто имеет «автомобильные» права или удостоверение тракториста-машиниста иной категории, от этого освобождаются), устройства и обслуживания техники, особенностей управления ею, условные сигналы, применяемые при коллективном движении вне дорог общего пользования, способы оказания доврачебной медпомощи.
На практике приобретаются основные навыки вождения квадроцикла с выполнением обязательных элементов («змейка», старт в горку, движение задним ходом, экстренное торможение и др.).
Полученные знания и опыт должны быть продемонстрированы на экзаменах в Гостехнадзоре. В случае успеха категория прав на квадроцикл, можно считать, открыта.
Указанная категория прав на квадроцикл в некоторых случаях может внести легкую путаницу в классификацию внедорожных мототранспортных средств. Дело в том, что квадроциклы, имеющие англоязычное обозначение ATV (All Terrain Vehicle) выпускаются не только в «мотоциклетной», но и автомобильной конфигурации, то есть сиденья могут быть расположены не друг за другом, а параллельно, а органы управления (руль, педали, переключение скоростей и т. д.) – как на автомобиле. Такие квадроциклы имеют аббревиатуру UTV (Utility Task Vehicle). Можно также встретить названия side-x-side или side by side.
Проблема в том, что автомобильную компоновку имеют и другие мини-внедорожники, которые именуются «багги». Казалось бы, какая разница?! В техническом плане практически никакой. А вот в юридическом отличие принципиальное: багги относятся к иной категории – А2 («внедорожные автотранспортные средства массой до 3,5 тонны, имеющие не более восьми пассажирских мест»). Получить удостоверение тракториста-машиниста категории А2 можно только по достижении не 16-ти, а 19-летнего возраста.
Как же определить, что перед нами, квадроцикл или багги? Способ один: заглянуть в сопроводительные документы завода-производителя. Если их нет, категорию машины определят специалисты Гостехнадзора при ее постановке на учет.
Надеемся, что с прочтением это текста стало понятнее, какая категория прав на квадроцикл требуется.