Вопрос, как можно сдать на права для мотоцикла, требует развернутого ответа. А если коротко: необходимо пройти двухмесячный курс обучения и выдержать экзамен по теории и практике.
Допущенными к ним могут быть только лица, прошедшие подготовку, причем не где-нибудь, а в специализированной учебной организации (мотошколе), имеющей лицензию Минобрнауки РФ и прошедшие проверку (аккредитацию) органами ГИБДД на предмет соответствия учебно-технической базы требованиям нормативных документов.
Для зачисления на курсы необходимы следующие документы:
- паспорт (сдать на права для мотоцикла категории «А1», то есть мототехнику с двигателем объемом до 125 см3 можно уже в 16 лет, на более мощные машины – по достижении 18-летнего возраста);
- медицинская справка по форме № 003-В/у;
- СНИЛС;
- две фотографии 3х4;
- квитанцию об оплате обучения (по заключении договора об оказании услуг; в стоимость, как правило, входит и госпошлина для экзаменов в ГИБДД и получения водительского удостоверения).
При заключении договора следует внимательно ознакомиться с предлагаемыми условиями сотрудничества с учебным центром, при необходимости не стесняться вносить нужные поправки (естественно, если они приемлемы для обучающей организации).
Продолжительность подготовки составляет 2-2,5 месяца – в зависимости от того, есть ли у обучающегося права на автомобиль, интенсивности занятий, а также формата обучения. Дело в том, что сегодня многие мотошколы имеют возможность организовать изучение теории (ПДД, техника безопасности, медицинская помощь при ДТП, устройство, обслуживание мотоциклов и другие дисциплины) дистанционно.
Для этого создаются интернет-площадки с персонифицированным допуском, при помощи которых слушатель может самостоятельно изучить текстовые и видеоматериалы, прослушивать лекции, задавать преподавателю вопросы и проходить промежуточные тесты по освоенным темам.
Практические занятия включают отработку навыков вождения, которые предстоит продемонстрировать на экзаменах в ГИБДД, чтобы сдать на права для мотоцикла. Это такие основные приемы езды как скоростное маневрирование, «змейка», экстренное торможение – всего пять обязательных элементов плюс множество приемов, помогающих избежать аварийных ситуаций на дороге.
Как и при обучении на автомобиль, занятия проходят на технике с тем типом трансмиссии, которую планирует эксплуатировать мотоциклист: с механической или автоматической коробкой перемены передач.
По завершении курса подготовки слушатели проходят аттестацию (внутренний экзамен) в обучающем учреждении. Мероприятие практически копирует те требования, которые предъявляются в ГИБДД: проверка знаний по теории и практических навыков вождения.
Если все прошло гладко, выпускникам выдается свидетельство о прохождении профессиональной подготовки. Без наличия этого документа человек не может быть допущен к экзаменам для получения водительских прав на мотоцикл.
Собственно экзамены для получения прав на мотоцикл в ГИБДД проводятся по хорошо известной схеме. Теоретическая часть подразумевает проверку знаний по изученным темам. Необходимо в течение 20 минут правильно ответить на двадцать вопросов, содержащихся в одном автоматически выбранном компьютером билете. Если допущена ошибка, то в течение дополнительных пяти минут нужно ответить на пять дополнительных вопросов. Если снова неудача, на мониторе загорается страшное красное «Экзамен не сдан».
Практическая проверка навыков вождения включает, как уже говорилось, пять основных элементов, это: «Парковка и выезд с парковочного места», «Габаритный коридор», «Габаритная восьмерка», «Скоростное маневрирование» и «Змейка».
Допускается совершить две незначительные ошибки и только одну грубую. Превышение установленного лимита влечет вердикт: «Не сдал!». К грубым ошибкам относятся контакт с габаритным конусом или стойкой, наезд или пересечение сплошной разметки, падение мотоцикла, непроизвольная остановка работы двигателя и др. Как пример незначительной ошибки – касание ногой покрытия во время выполнения упражнения.
Впрочем, по статистике, сдать на права для мотоцикла гораздо проще, чем на автомобиль. Здесь процент успеха доходит до 90 против 20-30% получивших права на машину с первой попытки.